Беспилотные самолеты: классы, история создания, преимущества часть 2
Одним из основных критериев выбора типа самолета является его цена. Стремительный прогресс в развитии вычислительной техники способствовал удешевлению оборудования беспилотных самолетов — бортовых компьютеров. Использование современной цифровой техники в самолетостроении снизило стоимость лайнеров, при этом бортовые компьютеры, которые считаются мозгом самолета, стали намного компактнее. При создании первых беспилотных самолетов использовалась громоздкая, габаритная аналоговая вычислительная техника.
В военной сфере беспилотные самолеты могут широко применяться в воздушных боях или разведывательных операциях, не требующих участия пилотов. Во время IХ-й международной конференции по беспилотным самолетам, проходившей в 2001 году во Франции, высказывалась мысль, что в ближайшем будущем боевые воздушные операции будут заключаться в противоборстве автоматизированных систем.
Специалисты ОКБ Сухого, занимаясь анализом существующих сегодня в мире программ по созданию беспилотных самолетов, пришли к выводу, что наметилась тенденция увеличения размеров, массы, высоты и продолжительности полета таких аппаратов. Беспилотные самолеты, имеющие большой вес, могут подниматься выше, дольше находиться в воздухе и видеть дальше. Беспилотники с максимальным весом могут брать на борт свыше 0,5 тонны необходимых грузов и соответственно качественней выполнять больший объем задач в сравнении с аппаратами с меньшим весом.
Именно поэтому беспилотные аппараты класса макси и супермакси сегодня особенно востребованы. Анализ ситуации показывает, что именно эти самолеты будут оказывать влияние на положение вещей на мировом рынке летательной техники. В настоящее время существенных достижений в сфере самолетостроения беспилотников класса макси достигли американские конструкторы. Они начали работу над созданием беспилотных аппаратов класса макси на 10 лет раньше российских конструкторов. Поэтому им удалось создать несколько хороших беспилотников, один из наиболее популярных — Глобал Хоук. Этот беспилотный самолет весом 11,5 тн. может подниматься на высоту до 20 км., непрерывная продолжительность полета аппарат — более 24 часов. Создатели этого самолета оснастили его парой турбореактивных двигателей вместо поршневых моторов. Показ самолета Глобал Хоук в 2011 году на авиасалоне в Ле-Бурже привел к началу борьбы по завоеванию нового сегмента рынка на Западе.
В процессе создания первых беспилотных отечественных самолетов класса макси Орел и Ромб использовалась основная концепция, которая заключалась в обеспечении оптимальных условий размещения в летательных аппаратах полезной нагрузки. Во время создания Ромба конструкторам удалось совместить огромные антенные блоки, размер которых составлял 15-20 метров с элементами самолета. В результате получилась летающая антенна. В настоящее время создается летающая платформа для наблюдательной аппаратуры. Соединение полезной нагрузки с бортовыми системами самолета позволит создать интегрированный комплекс, оснащенный необходимой радиоэлектронной аппаратурой и оборудованием. Это будет абсолютно новая ступень в развитии авиационной техники. Она позволит создать стратосферную платформу, способную выполнять самые сложные задачи, решить которые не возможно при помощи низко- и средневысотных пилотируемых и беспилотных машин. Выполнение таких задач спутниковыми группировками потребует неоправданно высоких затрат.
Человечество уже давно осознало пользу беспилотных летательных аппаратов в военной и гражданской сфере. Возможности беспилотников в основном определяются таким параметром, как высота полета. Сегодня он ограничен 20 км., а в будущем сможет достигать 30 км. Поднимаясь на такую высоту, беспилотный самолет может отслеживать территорию площадью около 1 млн. квадратных километров, т.е. выполнять функции аэродинамического спутника.
Беспилотные самолеты могут вести наблюдение в пределах определенного региона, в режиме реального времени. Для ведения наблюдения за каким-либо объектом из космоса и осуществления кино- или фотосъемки необходимы 24 спутника. Но даже в этом случае информация будет поступать только один раз в час, так как спутник находится в зоне наблюдения за объектом на протяжении 15-20 минут, после чего он покидает зону видимости объекта и возвращается в нее, совершив оборот вокруг Земли. Наблюдаемый объект также уходит из точки наблюдения и оказывается в ней вновь только через 24 часа из-за вращения Земли. Беспилотный самолет в отличие от спутника может сопровождать объект наблюдения постоянно. После работы в течение 24 часов на высоте 20 км. он возвращается на базу, а на смену ему вылетает другой. При этом один аппарат находится в резерве. Использование беспилотных самолетов может принести существенную экономию, так как они намного дешевле спутников.
Беспилотные аппараты могут успешно конкурировать со спутниками в сфере создания навигационных систем и телекоммуникационных сетей. Беспилотники могут осуществлять круглосуточное наблюдение за поверхностью нашей планеты в широком диапазоне частот. Это позволит создать информационное поле, охватывающее контроль и управление движением транспорта (воздушного и водного), так как беспилотники могут выполнять функции воздушных, наземных и спутниковых локаторов. Беспилотные аппараты могут решать многие научные и прикладные задачи, связанные с геологией, сельским хозяйством, экологией, метрологией, поиском полезных ископаемых, изучением климата и пр.
Смотрите также:
Sud-Ouest Ariel - вертолет-рабочая лошадка
Super Guppy - уникальный грузовой самолет
Superjet-100 и Великая китайская стена: кто кого?
TAT Jinn - новая разработка тунисской компании «Tunisia Aero Technology»