Bombardier: серия Learjet часть 1
Насколько прекрасен и комфортабелен самолет бизнес серии Learjet канадской фирмы Bombardier можно понять только тогда, когда окажешься внутри него. Только так и больше никак! Хотя, если немного углубиться в историю создания бизнес-джетов то сразу станет ясно, что разрабатывались подобные лайнеры совсем не для рядовых обывателей, а для элиты общества, а значит, внешний облик и салон должны быть выполнены безупречно.
Началось все в Швейцарии, когда правительство этой маленькой страны решило обзавестись реактивным истребителем-бомбардировщиком. Захотелось им иметь свой собственный ударный самолет! Но получив «на руки» желаемое, чиновники посчитали свои убытки и пришли к неутешительному выводу – не потянут они такую ношу, и в 1960 году закрыли программу по укреплению своих воздушных позиций. Однако плоды пятилетнего труда не пропали даром.
За эти годы был полностью разработан бомбардировщик FFA P-16, который и стал причиной «финансовой истерики» швейцарцев. Основным результатом работы инженеров стало крыло, которое, в отличие от других моделей истребителей, имело не стреловидную форму, а прямую. К тому же его толщина была несоизмеримо тоньше, чем те же параметры, но у «старых собратьев». Именно такие характеристики и обеспечивали маневренность и легкость движения во время стремительных атак.
Многие любители авиации и историки до сих пор не пришли к единому мнению насчет разработчика FFA P-16 УильямаПауэлла Лира младшего. Действительно ли он был гением или ему просто крупно повезло? Вот только спорить с тем, что он очень тонко чувствовал тенденции авиационного рынка, никто не будет, ведь это так и есть. Именно этот человек в конце 50-х годов организовал Швейцарско-американскую авиакорпорацию, которая и стала прародителем современного рынка деловой авиации.
Новая разработка Билла Лира была принята обществом по-разному. Скептики утверждали, что бизнес-джет станет «игрушкой» для богачей, а сами богачи, к счастью, умели считать свои денежки и умели ценить свое время, поэтому высокоскоростной самолет, стоящий на заднем дворе особняка им был нужен «позарез».
SAAC-23, который позже стал носить имя Learjet, по своей вместимости ничуть не отличался от американского авто бизнес-класса. Внутри него с комфортом могли устроиться шесть человек, а если их немного потеснить, то вполне могли поместиться еще двое. А вот первый бизнес-джет Лира, который был создан специально для высоких скоростей, был куда вместимее и удобнее, чем его предшественник. Этот самолет мог разгоняться до 900 км/ч, а при необходимости скорость могла увеличиться еще на несколько делений. Такие отличные характеристики не могли оставаться не заметными и джет «разлетался» словно горячие пирожки: бизнесмены, военные и даже NASA не смогла удержаться.
Но рынок не стоит на месте – меняются времена, меняются нравы и в 1978 году компания начала разрабатывать новый самолет с обозначением «50», который отличался гораздо большим диаметром фюзеляжа, чем у старых моделей. Таким образом, за счет изменения данного параметра инженеры добились увеличения салонного пространства, и теперь человек мог спокойно стоять внутри в полный рост (высота салона изменилась с 1,5 м до 1,73 м).
Но если диаметр фюзеляжа стал больше, не пострадали ли скоростные характеристики? Нет! Конструкторы улучшили несущие свойства крыла, снабдив его угловатым наплывом в корневой части и небольшими «крылышками» на законцовках. Learjet-55 (так назвали «новичка») получился довольно удачным в плане скоростных характеристик и даже смог установить несколько рекордов скороподъемности в своем классе. Но даже особое строение крыла не смогло существенно повлиять на показатели «визитной карточки» серии Learjet – скорости. Она упала до отметки в 880 км/ч.
Наследник «пятьдесят пятого» Learjet-60 смог обойти «дедушку», но не на много. За счет того, что создатели серии бизнес-джетов отказались от сотрудничества с компанией Garrett, которая поставляла двигатели для самолетов и заключила договор на поставку моторов с фирмой Pratt&Whitney, удалось сократить расход топлива и увеличить тягу. Именно эти «лишние» килограммы и позволили добиться отличных результатов во время взлета и набора высоты. В результате довольно тяжелый и большой самолет мог спокойно базироваться на аэродромах, имеющих весьма короткие взлетно-посадочные полосы.
А вот прироста максимальной скорости все же добиться не удалось, хотя этот маленький недостаток с лихвой компенсировался увеличенной скоростью полета, которая составляла 782 км/ч, что на 40 км больше, чем у предшественника. Помимо этого возросла и дальность полета.
Смотрите также:
Schweizer X2 41 - комфортный скоростной винтокрыл
Sud-Ouest Ariel - вертолет-рабочая лошадка