Деловая авиация развивается высокими темпами часть 2
Уровень комфортности салонов самолетов обсуждать не имеет смысла. Как правило, заказчик сам предъявляет определенные требования по его оборудованию, исходя из возможностей разработчиков. А эти возможности в настоящее время очень широки, что позволяет удовлетворить вкус и потребности самого требовательного клиента.
Гораздо больший интерес вызывают системы, обеспечивающие безопасность полетов и влияющие на физическое состояние пассажиров. Ведь никому из них не хочется попасть в зону турбулентности, подпрыгивая в кресле, как на дорожных ухабах и периодически испытывая чувство тошноты и головокружение. Чтобы избежать попадания в воздушные «ямы», оба типа самолетов оснащены метеорологическими станциями с жидкокристаллическими индикаторами. Challenger 300 имеет четыре таких устройства, а его конкурент на один меньше. Важно, что G 250 может удивить тем, что в гражданской авиации имеют немногие самолеты — индикатором, расположенным на лобовом стекле кабины пилота. Это дает возможность летчику оценивать метеорологические условия и одновременно следить за воздушной обстановкой, не отрывая взгляд от лобового стекла и не рассеивая внимания. В таких условиях обеспечивается улучшенное ситуационное ориентирование пилота. В качестве дополнительного оборудования предлагаются электронные карты и графическое отображение метеорологических данных по всему миру.
У G 250 есть еще одно преимущество — наличие двух обзорных систем, функционирующих в инфракрасном режиме и режиме «синтетического наблюдения». Одна из них используется в инфракрасном диапазоне и имеет явные преимущества перед человеческим зрением в ночное время и в условиях ограниченной видимости. Вторая система — «синтетическое зрение». Она получает сигналы об опасных сближениях и предупреждения о приближении земной поверхности от бортовой радиолокационной станции, а также данные от приемника спутниковой системы навигации (GPS). Зная точное местонахождение летательного аппарата, система на основе базы данных строит цифровое изображение земной поверхности с учетом огибаемого рельефа местности. Картинка, полученная при помощи инфракрасных лучей и привязанная к рельефу местности, проецируется на лобовом стекле. Это дает возможность летчику в сложных метеоусловиях мгновенно сравнить то, что он наблюдает визуально, с изображением, созданным обзорными системами. Такие возможности повышают уровень безопасности при управлении самолетом в самых сложных метеорологических условиях.
Имеются большие различия в системах управления самолетов. Challenger 300 имеет классическую систему с механической проводкой. При этом по проводам управляются только многофункциональные интерцепторы. У G 250 при помощи электродистанционной системы управляются спойлеры, руль направления, а также тормоза шасси. Последнее обеспечивает летчику надежное пилотирование при заходе на посадку на скользкую, покрытую снегом или обледеневшую взлетно-посадочную полосу. Электрическое управление тормозной системой, применяемое в модели G 250, является первой системой автоматического торможения, устанавливаемой в самолетах данного класса. Такая система обеспечивает безопасность не только при посадке, но и в случае внепланового прекращения взлета за счет более быстрого реагирования и максимального тормозного давления. На практике функция автоматического торможения повышает комфорт пассажиров и снижает степень износа тормозных систем.
Сравнение двух самолетов, выпущенных с разницей в несколько лет подтверждает, что темпы развития технологий, применяемых в бизнес-авиации, очень высоки. Конечно, техническое превосходство — это лишь одно из существенных преимуществ. Не менее важными являются ценовая политика, проводимая производителем, финансовые условия, предлагаемые лизинговыми компаниями и стоимость обслуживания. В конце концов, окончательное решение всегда принимает потребитель. Главное – предоставить ему необходимую информацию, которая позволит сделать осознанный и правильный выбор.
Смотрите также: