Полет с роботом - взгляд на перспективу
Катастрофа Germanwings в марте 2015-го ярко продемонстрировала, как зависима жизнь людей от человеческого фактора. Трагедия вызвала серьезное возмущение у общественности по поводу действующих норм подготовки и проверки экипажей лайнеров. Подобные волнения весьма оправданы. Достаточно вспомнить ряд предшествующих авиакатастроф, когда пилот American Airlines умер прямо во время полета, или когда страдающий суицидальными мыслями пилот EgyptAir разбил свой лайнер вместе с 217 пассажирами. Что могло бы свести к минимуму подобные жертвы? Ответ приходит сам собой – роботы.
Небо, самолет, робот
Несмотря на то, что это звучит, как фантастика, современные самолеты уже давно способны выполнять большинство своих функций без участия человека. Согласно исследованию профессора Мисси Каммингс (Массачусетский технологический институт), среднее время, которое проводят непосредственно за управлением пилоты Боингов, не превышает 7 минут за полет, а у пилотов Аэробусов оно и того меньше – немногим больше 3 минут.
Есть информация и о настоящих роботах-пилотах. Так, агентство DAPRA (США) успешно работает над проектом, посвященным созданию «суперавтопилота» ALIAS. Как утверждает руководитель проекта Даниель Патт, система использует принцип беспилотников вкупе с новейшими разработками в области коммерческой авиации и способна полностью заменить собой военный экипаж из 5 человек. Технология имеет очень благоприятные прогнозы в плане внедрения ее на коммерческие самолеты уже в ближайшие 10 лет. Разумеется при должных инвестициях в 57 млн. долларов. Зато, уверяют инженера DAPRA, такой робот-пилот никогда не допустит трагедии, подобной Germanwings, поскольку лишен недостатков человека.
Помимо этого существуют уже действующие системы бесперебойного автопилота, автономно работающие уже с самого взлета. Одну из таких запатентовал Boeing. По словам президента компании Джеймса Алабау, беспилотная гражданская авиация будет обязательно, это только вопрос времени.
Еще дальше продвинулась группа авиакомпаний под началом BAE Systems. Их экспериментальная модель самолета Jetstream31 в ходе испытаний намотала 1290 км полетов без малейшего сотрудничества с человеком в вопросах управления лайнером.
Мечты и реалии
Несомненно, речь не идет об абсолютной автоматизации авиаиндустрии. Специалисты-разработчики объясняют, проекты подобные ALIAS из DAPRA, призваны усовершенствовать работу пилотов-людей, а не заменить их вовсе. Да и общественное восприятие в отношении роботизированных летательных аппаратов еще далеко от положительного. Однако «самостоятельные» самолеты интенсивно развиваются, приобретая надежность и защиту, поэтому со временем роботы все-таки прочно войдут в обиход коммерческой авиации.
Смотрите также:
Бизнес-авиация на службе делового человека
Бизнес-авиация: комфорт превыше всего
Бизнес-джет: салоны на любой вкус
Бизнес-джеты будущего смогут летать с отключенными двигателями