Синхрокоптер
70 лет назад пал зловещий Третий рейх, но разработки его изобретательных конструкторов продолжают использовать во всем мире. Одна из технических разработок — необычный летательный аппарат синхрокоптер (синхроптер).
История создания
В начале грозного XX века жил в Германии инженер-конструктор Антон Флеттнер. 30-е годы выдались для специалиста напряженными. Ему удалось изобрести вертолет «Доппельротор» двухроторного типа. Инновация заключалась в том, что оба несущих винта были расположены поперек, а не вдоль аппарата. Роторы также не были расположены на разных концах крыльев, а были закреплены вплотную друг к другу. Это был самый ранний прототип двухроторного вертолета.
В конструкции «Доппельротора» оси вращения винтов были расположены под небольшим уклоном — 6 градусов — относительно друг друга. И при запуске аппарата казалось, что лопасти вот-вот столкнутся и поломаются. Однако такого случиться попросту не могло: механическая связь между валами привода лопастей была зафиксирована очень жестко. Получалась безупречная синхронизация, исключающая возможность сталкивания и поломки лопастей.
Два ротора, между тем, давали резкий прирост тяги, а удачное их расположение вблизи центра масс летательного аппарата давала возможность обойтись без стандартного рулевого винта. Благодаря подобной схеме, управляемость «Доппельротора» была на высоком уровне.
В преддверии военных катаклизмов неудивительно, что разработкой Флеттнера заинтересовалась армия. Кригсмарине, германские ВМФ того периода, предложили Флеттнеру создать несколько «Доппельроторов» специально для флота. Эта партия F1-265 была испытана в 1939-ом. В Кригсмарине были довольны характеристиками машины, особенно радовало беспроблемное палубное базирование.
В 1941-ом военные заказали модернизированные аппараты F1-282, прозванные позже «Колибри». Партия из 24 аппаратов использовалась для разведки.
Американские разработки
В послевоенное спокойное время синхроптеру уделили внимание в США. Конструктор Чарльз Каман также создал двухроторный вертолет и назвал его своей разработкой. В небеса синхрокоптер К-125 поднялся в 1947-ом.
И до сегодняшнего дня «Каман Эйркрафт» - единственная компания, производящая синхроптеры. Работают они только по частным заказам и для Минобороны США.
В модельном ряду Каман — К-240 (выпуска 1952 г), HH-53 «Хаски» (выпуска 1959-1969 гг.), новый К-Макс (выпуск с 1991 г).
Смотрите также:
К вылету допущен - как проверяют самолеты
Как выглядит «первый класс» в самолетах
Какая температура ждет ваш багаж в самолете?